Колесные вставки безопасности ARMTYRE

Испытания вставок безопасности «АРМТАЙР»


Страница 1 ARMTYRE >>

Пуля боится, гвоздь – не берет!

Пять пуль калибра 7,62 мм пробили боковую поверхность шины мчавшегося на высокой скорости Land Rover. Еще две пули вошли в протектор. Из колеса с семью пулевыми отверстиями воздух вышел мгновенно, но машина сохранила направление движения: не вильнула в сторону и не потеряла управляемость. А водитель, вместо того, чтобы затормозить, что есть силы вдавил педаль «газа» в пол, и внедорожник уверенно рванул вперед с максимально возможной скоростью. После этого он еще долго выписывал змейку на дороге автополигона, а затем перебрался на грунтовку, где уверенно преодолел многочисленные рвы и канавы. Остановился Land Rover лишь «намотав» на растреленное колесо около сотни километров. При этом пробитая шина не слетела с обода колеса, а сам обод сохранился целым и невредимым! После таких результатов проводившие вышеописанное испытание специалисты НАТО рекомендовали принять на вооружение специальную пулестойкую колесную вставку, получившую название «Армтайр». Теперь такими вставками оснащены все армейские автомобили альянса, а также пожарные, полицейские, медицинские и личные бронированные автомобили во многих странах мира.

Какая от вставок польза?

С появлением колесных вставок «Армтайр» наконец-то удалось решить проблему защиты самого уязвимого элемента конструкции бронированных автомобилей – их шин. Кузов любого автомобиля, тем более – внедорожника, можно превратить в настоящую «крепость на колесах», защитив его водителя и пассажиров с помощью бронелистов и бронестекол даже от бронебойных патронов, мин и гранат. Но как защитить колеса? Пуля обычного пистолета прошьет самую толстую резину насквозь, в результате чего внедорожник в лучшем случае остановится через несколько десятков метров, а в худшем, если он двигался с высокой скоростью – слетит в кювет или перевернется. Одним словом, через пару минут после прострела шины машина потеряет одно из важнейших защитных преимуществ – подвижность и превратится в неподвижную мишень. Но это произойдет лишь в случае, если ее колеса не оборудованы вставками безопасности «Армтайр». Такая вставка не позволяет шине при полном выходе воздуха через пробоину слететь с обода и оголить колесный диск. В результате внедорожник сохранит движение в заданном направлении, а значит, не окажется в придорожном кювете и не перевернется. Но это не все. Вставка позволит покинуть зону обстрела на максимальной скорости и двигаться на ней около трех километров, пройти следующий десяток километров со скоростью 50 км/ч и еще порядка сорока километров - со скоростью, в два раза меньшей. При этом внедорожник сохранит управляемость – он совершит любые повороты не хуже автомобиля с целыми шинами и, кроме того, уверенно преодолеет рвы, канавы, поваленные деревья, а также другие препятствия. Одним словом, вставки «Армтайр» значительно повышают живучесть бронированного автомобиля и увеличивают шансы его водителя и пассажиров благополучно вырваться из засады в случае, если нападавшим удастся прострелить одно или, даже, два колеса.

Впрочем, вставки «Армтайр» сегодня можно встретить не только на колесах армейских и специальных автомобилей. Многие владельцы обычных серийных внедорожников тоже стали их обладателями, не смотря не то, что нарваться на засаду со стрельбой они могут разве что во сне. Почему? Дело в следующем. Любой внедорожник, как известно, машина тяжелая, с высоким центром тяжести и, при этом, мощная, а значит – скоростная. При проколе или порезе шины внедорожник, двигавшийся с высокой скоростью, может попросту не успеть остановится прежде, чем из нее выйдет воздух, а значит, с большой долей вероятности шина слетит с диска. Эта вероятность серьезно возрастает, если в момент прокола автомобиль поворачивал или выполнял другой маневр. Слетевшая шина даже на ровном шоссе может привести к заносу или к опрокидыванию внедорожника. Одним словом – создастся аварийная ситуация, чреватая самыми тяжелыми последствиями. А вставки «Армтайр» такую ситуацию позволяют гарантированно избежать. В конце концов, даже если при обнаружении прокола шины удалось без проблем остановится, то добраться до обочины из крайнего ряда многорядного шоссе без повреждения обода колеса будет практически невозможно: при таком маневре спущенная шина скорее всего слетит, а оголенный обод – повредится, что особенно неприятно, если учесть его стоимость. А ведь прокол может случится на мосту или в тоннеле, где обочины как токовой нет!

Другая причина приобретения вставок «Армтайр» для колес неспециальных автомобилей – наличие среди владельцев внедорожников большого числа охотников, рыболовов и других любителей отдыха на природе. Если вдали от цивилизации чей-либо внедорожник повредит одно колесо, это еще ничего – можно поставить «запаску». А если проколота и вторая шина? Тогда маленький прокол для владельца внедорожника, на котором не установлены специальные колесные вставки, выльется в большую проблему.

Как вставки устроены?

Устроена колесная вставка безопасности «Армтайр» до смешного просто. Прост и ее монтаж на колесо – при наличии инструментов он занимает не больше пятнадцати минут. Выглядит вставка как подкова – металлическая дуга из двух частей, стягиваемых обычным болтом. Она опоясывает обод по его центральной канавке, используемой при монтаже или демонтаже шин. При проколе и выходе воздуха один из бортов шины, как правило, соскальзывает в такую канавку, в результате чего и происходит разбортировка колеса. При монтаже вставка безопасности заполняет собой центральную канавку, не давая бортам шины соскальзывать в нее и препятствуя, тем самым, срыву шины с обода. Вставка сконструирована таким образом, что ее можно монтировать на обод с уже надетой на него шиной. Следует отметить, что вставки безопасности допускается устанавливать как стальные, так и легкосплавные колеса, но при условии применения лишь бескамерных шин.

В отличие от пластиковых вставок, разработанных ранее различными фирмами, металлические вставки «Армтайр» не сокращают свободное пространство между колесным диском и тыльной стороной протектора шины, а также значительно легче – масса их комплекта не превышает 1 кг, тогда как одна пластиковая вставка весит 8-9 кг. Поэтому вставки «Армтайр» не оказывают серьезного влияния на плавность хода автомобиля, как пластиковые образцы, и позволяют без проблем отбалансировать колеса, на которые они установлены, тогда как пластиковые вставки не допускают нормальной балансировки колес.

Вставки «Армтайр» в России

В России продвижение колесных вставок безопасности «Армтайр» взяла на себя компания «Фодж» - представительство известной фирмы Armet ArmoredVehicles.Вконце 2002 года для вставок был получен национальный сертификат соответствия. Испытания, необходимые для его получения, проводились на автомобильном полигоне в подмосковном Дмитрове. Правда, в качестве испытуемого автомобиля был взят не Land Rover или какой-нибудь другой внедорожник, а самая обычная «Газель», которая во время эксперимента на высокой скорости наехала колесом на специально предназначенную для этого заостренную металлическую трубку, гарантирующую практически мгновенный выход воздуха из шины. Как и ожидалось, вставки «Армтайр» позволили сохранить управляемость и подвижность автомобиля и на отечественной дороге. Теперь они официально продаются и в России.